25 октября – день Маркетолога. История и мемы про профессию

25 октября – день Маркетолога. История и мемы про профессию

26 октября, 2023 Выкл. Автор writer

Использовать слово «маркетинг» люди начали менее 150 лет назад. Датой появления термина marketing как искусства привлечения клиентов для продажи товаров можно считать 1897 год. В этом году он был использован в научной работе для обозначения деятельности компании по реализации товаров. Слово прижилось достаточно быстро и уже в 1901 году в нескольких престижных университетах США — Гарвардском, Иллинойском и Мичиганском — запустили первые курсы по маркетингу. Они были сосредоточены главным образом на создании рекламных кампаний и приемах эффективного сбыта товара.
Существует несколько теорий, которые делят историю маркетинга на периоды. Меньше всего противоречий из них вызывает модель Рональда Фуллертона . В ней ученый делит всю историю маркетинга на четыре эпохи. Первая называется эпохой предшественников. Границы этой эпохи Фуллертон очерчивает примерно с 1500 по 1750 годы. Маркетинга как такового в то время не существовало из-за дефицита товаров, у людей были личные подсобные хозяйства, которые делали их самодостаточными. Торговля казалась делом подозрительным и в экономике наблюдался низкий уровень потребления.
Третью большую эпоху Фуллертон определяет как период институционального развития, который длился с 1850-го по 1929-й год. В это время появляются первые крупные институты маркетинга и данное искусство формируется в том виде, в котором мы видим его сегодня. В это время появляется первая видеореклама — изобретатели кинематографа братья Люмьер в 1896 году снимают 40-секундный ролик мыла Sunlight по заказу фирмы Lever Brothers. Как мы уже отметили ранее, в этот период также появляются первые курсы маркетинга и начинают выпускаться первые маркетологи. Наступает расцвет радиорекламы.
В теории Фуллертона также выделяется четвертый период, в котором мы находимся сейчас – он называется эпохой совершенствования и формализации. Сам ученый определил его как период совершенствования принципов и тактик, разработанных на третьем этапе. Его можно считать «высшей ступенью эволюции» маркетинга. Из печати, аудио- и ТВ-рекламы маркетинг начал перемещаться в интернет. Конечно, мы до сих пор видим билборды и рекламные полосы на страницах газет, но интернет явно вытесняет остальные каналы продвижения — опросы показывают , что в 2020-2021 годах доля digital в общей структуре маркетингового бюджета уже составляет почти 50%. С каждым годом эти цифры растут, а технологии продвижения развиваются, поэтому высока вероятность того, что в будущем маркетинг практически полностью перейдет из оффлайна в онлайн.