Качество покупателя изменилось в худшую сторону
На гладких китайских экранах пестро цветет отечественный рекламный, блогерский и новостной контент . В его stories россияне ежеминутно получают удовольствие от жизни, запускают малый бизнес, чего-то празднуют, самоотверженно спасают леса и водоемы от загрязнений и свободно гоняют по миру, будто киношные буржуа.
Вглядываются в него немногие. Особенно странно, когда от явных признаков отчужденности клиента-обывателя отворачивается бизнес, продолжая в своих коммуникациях с людьми утверждать, что уж где-где, а в потреблении у нас продолжается нескончаемый праздник жизни. То ли предприниматели не хотят понимать своего клиента, то ли боятся узнать в нем самих себя.
«Стало понятно, что любая кажущаяся стабильность может быть нарушена в любой отдельно взятый момент и человек, семья (даже в развитых и богатых странах) мгновенно оказывается пешкой в игре не совсем понятно каких сил, и жизнь отдельного человека мгновенно и радикально меняется не его собственными усилиями, как нас убеждали последние сто с лишним лет, а по непонятной и часто очевидно иррациональной внешней причине».
Сложнейшая экономическая ситуация середины 1990-х годов, заставившая россиян сконцентрироваться на выживании. Уже тогда окружающий мир стал ощущаться людьми как источник угроз. Это породило первую волну самоизоляции и замыкания в семьях. Именно семья стала центром социальной жизни. Отчасти в таком качестве выступали трудовые коллективы.
Третьим кризисом ученые называют разочарование в пенсионной реформе 2018 года. Жизнь действующих пенсионеров против ожиданий не улучшилась. В России не произошло обещанной «новой индустриализации», не появилось никаких широко разрекламированных «25 миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест», не был создан публично анонсированный «международный финансовый центр».
«Если я не в ресурсе, то все рушится вокруг, абсолютно все, ничего не получается, все валится из рук. Как только я нахожу в себе какую-то гармонию внутреннюю, непосредственно от меня это должно идти, тогда все получается, и такое ощущение, что это два совершенно разных человека. И как это происходит — не могу это контролировать»…
Нередко уровень социальной активности/апатии людей оценивают по степени их вовлеченности в деятельность некоммерческих организаций — благотворительных, экологических, культурных и т.п, а также в волонтерство. Подобное исследование при поддержке Фонда президентских грантов было проведено в 2019–2020 годах в провинции, в моногородах Кузбасса (три региона Западной Сибири).