Будь как Бродский: секрет популярного интернет-контента

Будь как Бродский: секрет популярного интернет-контента

13 ноября, 2023 Выкл. Автор writer

В 1996 году Билл Гейтс написал провидческое эссе «Content Is King», в котором заявил: «Контент — это та область, где, как я ожидаю, будет зарабатываться большая часть реальных денег в интернете…» И уточнил:«…люди увидят острую конкуренцию — и полный провал, и успех — во всех категориях популярного контента: не только в программном обеспечении и новостях, но также в играх, развлечениях, спортивных программах, каталогах, тематической рекламе и в онлайн-сообществах, посвященных основные человеческим интересам».
Многие команды ученых и инженеров из разных стран занимаются разработкой технологий, способных предсказывать успех веб-публикаций. И, кажется, особенно ими интересуются в Китае. Во всяком случае, если вы начнете искать исследования по теме, вам станут бросаться в глаза почему-то именно китайские. Видимо, товарищи, построившие цифровой концлагерь в отдельной взятой стране, крайне заинтересованы в создании техно-оракула, который мог бы узнавать судьбу публичных сообщений заранее.
Однако в материалах китайских инженеров, подготовленных к конференции, можно обнаружить неутешительную статистику. По степени популярности разработчики разделили все статьи (или посты) на три категории: «горячие» (набирающие более 10 тыс. просмотров), «холодные» (менее 100 просмотров) и «нормальные» (более 100 просмотров). Рассмотрев огромный массив публикаций в WeChat, авторы исследования обнаружили, что:
В связи со сказанным журналисты, блогеры, SMM-щики, контент-маркетологи и прочие заинтересованные лица остаются с невеселым раскладом на руках: ясных эмпирических данных, сообщающих, какой же контент рулит, не существует. Гнать строку нужно, выпекать десятки и сотни видео в год нужно, но в каком ключе это делать — совершенно непонятно. Мы можем действовать лишь привычным для человека образом: интуитивно , исходя из неполной информации, принимать рискованные решения.
По свидетельству переводчика и издателя Михаила Визеля, для малочисленных российских пользователей интернета 90-х сеть впервые проявила себя как новостная среда в день смерти Иосифа Бродского. Поэт скончался 28 января 1996 года, за месяц до публикации упоминавшегося выше эссе Билла Гейтса. Тогдашние рунетчики узнали печальную новость из интернет-каналов раньше, чем услышали ее на ТВ или по радио.
Имя Бродского и его стихи по причудливому капризу судьбы оказались крепко связаны со становлением русскоязычного сегмента сети. В конце 90-х и самом начале 2000-х энтузиасты создавали сайты, на которых распространяли тексты Бродского в электронном виде, потому что они мало издавалась на бумаге. Вот, например, как выглядела главная страница одного из таких ресурсов, сохранившихся в запасниках проекта Wayback Machine:
Наиболее крупное сообщество в «ВКонтакте», посвященное поэту (430 тыс. подписчиков), развивается уже 10 лет. Несмотря на то что корпус текстов за авторством Бродского ограничен, как и число фотографий, аудиозаписей, мемуаров, связанных с именем поэта, администраторы пабликов продолжают и продолжают успешно переупаковывать этот контент. Приходят новые поколения русскоязычных интернет-пользователей, и почему-то именно Бродский для многих представителей каждого из них становится интересным и значимым.
Однажды у Бродского гостил всенародный любимец Владимир Высоцкий. Иосиф подарил Владимиру свою книгу с подписью «Большому русскому поэту…». По свидетельству художника Михаила Шемякина, Высоцкий после этого не мог успокоиться две недели: «Бродский назвал меня «большим поэтом!» И тут надо понимать, кто это так разволновался, ведь фигура Высоцкого была и остается литературно столь же мощной. И в части славы он успешно (кстати, до сих пор) соперничает с нобелевским лауреатом…
Возможно, этому помогает как раз «атипичность» контента, которая была характерна для того же Бродского. Например, однажды ученые из Пенсильванского университета (США) и Университета Уилфреда Лорье (Канада) задались вопросом «Что делает популярные песни популярными?». Исследователи сосредоточились на текстах. Проведя анализ тысяч песен, они обнаружили , что наибольшее признание в своем жанре получают те, у которых текст отличается от мейнстримных. Зависимость была явной: чем более нетипичными были тексты по сравнению с другими в том же жанре, тем популярнее становились песни. Авторы исследования заявили, что это проливает свет на загадку, почему в человеческой культуре одни вещи получают славу, а другие нет.