Как белорусы делают свой Blablacar для рынка международных посылок — история стартапа Ligo
Наверное, многие сталкивались с проблемой долгой и дорогой доставки посылок, особенно если речь идет о международных отправлениях. Опытный логист Виолетта Халамоник вместе с командой придумала оригинальное решение проблемы — P2P-сервис « Ligo » для международной доставки. Ребята называют себя «Blablacar для посылок» и уже готовы оказывать услуги по маршруту Минск-Варшава, а в ближайших планах — расширить географию и подключить новые города. «Про бизнес» поговорил с основательницей стартапа, чтобы выяснить, чем проект отличается от традиционных курьерских сервисов, насколько безопасна такая доставка и готовы ли венчурные инвесторы вкладываться в эту идею.
Примерно два года назад пришло осознание, что традиционная бизнес-модель курьерских сервисов содержит огромное количество лишних капитальных расходов и логистических цепочек, которые отражаются на кошельке и терпении клиентов. Обычно в крупных компаниях этого сегмента есть большой штат курьеров и флот машин, которые закреплены за конкретным районом и одним локальным складом. Из-за этого получается ситуация, что даже если ваша посылка находится всего в 100 километрах, то сначала ее на «большой» машине повезут к другому складу, а только потом машины поменьше начнут все развозить по своим районам. В итоге из-за лишних цепочек мы получаем высокую стоимость доставки, низкую скорость и полное отсутствие хоть каких-то онлайн трекеров для отслеживания посылки.
Чтобы людям было понятнее, что приложение из себя представляет, мы часто употребляем ярлык «Blablacar для посылок». У нас нет своего штата курьеров, флота машин или сети складов. Мы сотрудничаем с людьми, которые хотят доехать из точки А в точку B и отбить часть расходов на топливо. Сегодня в Европе машины есть у 65% населения, а это 260 миллионов человек. И эти люди постоянно передвигаются между странами и живут регионах с высокими ценами на бензин. Получается неплохой мэтч потребностей, где с одной стороны любой человек может быстро отправить посылку по хорошей цене, а с другой — водитель заработает на поездке, которая и так входила в его планы.
Пока слишком рано говорить о каких-то стандартах скорости доставки или ценовой политике. Мы только тестируем платежную систему, где отправитель сам назначает цену, которую он готов заплатить за доставку, а водитель решает брать эту посылку или нет. Если происходит мэтч, то отправитель получает анкету с рейтингом потенциального курьера и принимает окончательное решение. Когда появится больше пользователей, мы хотим разработать гибкую систему ценовых расчетов, но пока исходим из того, что есть, и даже временно не берем свой процент за доставку. Это необходимо, чтобы привлекать как можно больше новых пользователей. Если же говорить о скорости, то я не могу сказать, что условная посылка из Берлина в Варшаву доедет за несколько часов, потому что юзеров слишком мало, чтобы дать объективную статистику. Сейчас мы в первую очередь сфокусированы на скорости обработки поступающих заявок, а это возможно только с большой базой «курьеров».