Вчерашний школьник хочет зарабатывать на выращивании в Беларуси ценной экзотической древесины
Вы знали, что на восстановление срубленного соснового леса уйдет от 25 до 40 лет, прежде чем деревья снова можно будет использовать для производства «деловой древесины»? Без грамотного подхода к лесовосстановлению существуют риски создать серьезные проблемы с экологией. Целеустремленный минский студент Ярослав Бартанович предлагает свое оригинальное решение: выращивание холодостойких сортов павлонии — дерева, которое активно применяется в сфере строительства в Азиатском регионе. «Про бизнес» поговорил с начинающим предпринимателем о преимуществах этого дерева, его коммерческом потенциале и планах парня на будущее.
— В детстве мне всегда ставили в пример крестного отца, который занимается бизнесом по продаже одежды, поэтому уже тогда я знал, что хочу пойти по пути предпринимательства. Примерно в 9 классе я решил, что, наконец-то, настало время зарабатывать деньги, и пошел на первую в жизни работу — сезонный сбор черники. На свой первый заработок собрался купить брендовую пару кроссовок на маркетплейсе, чтобы перепродать кому-нибудь подороже. Но затея закончилась «разводом»: мне прислали дешевый аналог. Я очень расстроился и больше не хотел влезать ни в какие авантюры, но быстро одумался и извлек для себя жизненный урок: хочешь результата — напиши план для его достижения.
Следующую попытку заняться предпринимательством я сделал в 10 классе в канун весенних праздников. Тогда я перестал профессионально заниматься акробатикой (Ярослав — кандидат в мастера спорта, — прим. «Про бизнес» ) и нужно было чем-то заполнить свободное время. На отложенные деньги в начале февраля закупил партию тюльпанов и начал продавать их через Instagram. Тогда мне удалось без всякой рекламы пройти отметку в тысячу подписчиков. Я просто подписывался на людей из похожих магазинов и за счет более низкой цены переманивал их к себе. Выбрал Интернет как канал дистрибуции, потому что не хотел стоять и продавать цветы на улице во времена, когда все сидят в социальных сетях.
Этот вопрос сподвиг меня к глубокому исследованию темы. Когда все посмотрел и получил достаточное количество информации, понял, что идея на самом деле стоящая и достойна внимания, поэтому уже в начале 11 класса купил первые семена. В Беларуси их можно найти в обычных ботанических магазинах, но спросом они пользуются только как декоративные деревья. К сожалению, первые попытки приобрести саженцы привели меня к недобросовестным продавцам, потому что их товар не соответствовал заявленным характеристикам.
Разумеется, такие деревья не переживают зимний период и те любители, которые пробуют их высаживать, быстро теряют интерес и больше не возвращаются к этой идее. Я решил глубже разобраться в ситуации и смог вырастить дерево прямо у себя в квартире, но прийти к этому получилось не сразу. В начале я не знал, что растению нужны высокая влажность и температура, а также определенный уровень света в разные периоды роста. Но эмпирическим путем я постепенно вошел в правильное русло и добился результата.
В таком общении моим главным аргументом стал опыт западных заведений, в чью сторону наши рестораторы, разумеется, смотрят. Я также приводил статистику опросов людей, которым предлагали сделать выбор между блюдами с и без микрозелени. На пике мне удалось работать одновременно с несколькими заведениями, продавая десятки лотков каждую неделю. Разумеется, люди обращали внимание на мой юный возраст, но прямых вопросов мне никто не задавал, поэтому неловких ситуаций не было. Да, в количественном выражении это были небольшие заработки, но для школьника вполне неплохой результат.
Основная трудность — это выращивание в условный «подростковый» период, когда цветок превращается в дерево и начинает активно расти. В это время нужно обеспечить отсутствие сильных заморозков, чтобы дерево смогло прижиться. Это значит, что павловния должна содержаться на специальных плантациях, где будет поддерживаться нужный уровень влаги. Дерево растет очень быстро и, соответственно, ему нужно больше воды. Но, как ни странно, основные расходы в бизнес-модели приходятся не выращивание деревьев, а на их закупку. Цена будет сильно зависеть от страны происхождения.