Юрист предостерегает бизнес от бездумного использования того, что создает искусственный интеллект
«Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, а не человек» — эта известная цитата из песни Сыроежкина в кинофильме «Приключения Электроника» становится все более похожей на наше настоящее. Активное применение новых технологий приводит к тому, что они проникают практически во все сферы жизни, в том числе те, которые исходно считались «принадлежащими» исключительно человеку: например, созданием изображений и текстов теперь успешно занимаются нейросети. Они существенно упрощают жизнь обычному пользователю: даже не имея каких-либо творческих способностей, можно легко создать интересное изображение или текст. Достаточно часто оказывается, что и работники, которым поручено выполнять творческие задания, прибегают к помощи нейросетей, а потом либо выдают такие работы за свои, либо немного корректируют и опять же представляют в качестве результата своей творческой деятельности. В лучшем случае — продукт обозначается как сгенерированный искусственным интеллектом. Старший юрист SP&P Надежда Шакель специально для «Про бизнес» объяснила, какие это несет риски для бизнеса и как правильно использовать то, что создано нейросетями.
Несмотря на то, что визуально сгенерированные картинки похожи на объекты авторского права, в большинстве юрисдикций, в том числе Беларуси, формулировки действующего законодательства не позволяют признать их подлежащими авторско-правовой охране. Для того, чтобы признать создание произведения (и возникновение авторско-правовой защиты), необходимо, чтобы при создании произведения был использован творческий труд автора. Ранее были проблемы с признанием такого творчества в случае, когда на фотоаппарате «мыльнице» делались случайные (пусть и очень интересные фотографии) путем нажатия кнопки (а значит, отсутствовал творческий процесс). Сейчас создание изображения нейросетью основывается на нажатии кнопки на соответствующем ресурсе в отсутствие собственного творческого процесса по созданию объекта. Как следствие, защитить права на такой объект будет практически невозможно. Это ставит под угрозу последующие шаги по использованию изображения. Например, компания, в которой работает иллюстратор, не будет иметь оснований осуществить уступку такого объекта или лицензировать его использование, так как авторские права в отношении него не возникают.